Служба сопровождения замещающих семей оказывает помощь гражданам, желающим принять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью (усыновление, опека (попечительство), приёмная семья).
Цель деятельности службы:
Оказание квалифицированной и своевременной психолого-педагогической, правовой помощи гражданам, желающим принять ребёнка на воспитание в семью и последующего психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.
Приоритетные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей:
1.Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители:
• Информирование и консультирование кандидатов, желающих принять ребёнка в семью;
• Осуществление комплексной психологической диагностики кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей;
• Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями), усыновителями, приёмными родителями несовершеннолетних детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
• Осуществление мониторинга результатов деятельности по подготовке граждан, желающих принять на воспитание ребенка (детей) в свои семьи;
• Подготовка социально- психологического заключения для отдела опеки и попечительства о возможности кандидатов осуществлять функции замещающих родителей.
2. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи:
• Осуществление мониторинга адаптации ребёнка в первый год проживания в семье;
• Оценка психологического благополучия ребёнка в замещающей семье;
• Консультирование замещающих родителей по вопросам воспитания, обучения, межличностного взаимодействия с приёмными детьми;
• Коррекционно-развивающие занятия с приёмными детьми;
• Оказание психологической помощи замещающим семьям, находящихся в кризисной ситуации;
• Организация и проведение клуба для приёмных родителей «Солнечный круг»;
• Консультирование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
2. Служба ранней помощи:
• Служба ранней помощи обеспечивает оказание услуг детям целевой группы и их семьям;
• Дети целевой группы: возраста от 0 до 3 лет, воспитывающиеся в замещающих семьях и дети от 0 до 3 лет, воспитывающиеся в социально-опасных семьях, нуждающиеся в оказании ранней помощи, кандидаты в замещающие родители, желающие принять на воспитание детей от 0 до 3 лет;
• Консультирование замещающих родителей по вопросам воспитания, обучения, межличностного взаимодействия с приёмными детьми;
2. Школа приёмных родителей:
• Психологическая подготовка кандидатов для принятия ребенка в семью;
• Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
• Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
• Знакомство с нормами семейного права;
• Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.
По завершении подготовки выдаётся соответствующее свидетельство установленной формы. Обучение для граждан бесплатное.
Советы родителям
О разных возрастах приемных детей, воспитании и развитии
От нуля до года
Когда в семье появляется грудной ребёнок, необходимо посвятить ему всё своё время. Родители как бы «донашивают» ребенка, учат его познавать окружающий мир, сами лучше узнают его. Если будущая мама до принятия ребенка жила для себя, посвящала жизнь карьере, то ей надо быть готовой к кардинальным переменам.
Младенца необходимо год, а лучше два, нянчить самостоятельно, не полагаясь на нянь. Как правило, матери с грудными детьми быстро выгорают, ведь они должны целиком посвятить себя малышам. Очень важно решить, кто будет помогать с малышом.
Ребенок до года – это непознанная вселенная. В этом возрасте нельзя диагностировать ряд заболеваний, предсказать, как будет развиваться и выглядеть ребенок в будущем. Беря младенца, мы принимаем и любим его такого, какой есть.
От года до трех
У детей в этом возрасте уже «определяется» внешность. Родители могут поговорить с ребенком, узнать, что болит: зуб, глаз, живот. Видно, что ребенок может ходить и разговаривать.
Детям в этом возрасте снимают многие диагнозы, которые были поставлены при рождении. Ребенка уже можно отдать в детский сад, но надо быть готовыми к тому, что он будет отставать от сверстников. Этого не нужно бояться, дети в этом возрасте быстро нагоняют ровесников.
От трех до шести
Это «волшебный» возраст, когда ребенка буквально распирает от любви. Он верит в сказки, но бывает, что впервые узнает, что есть смерть. В это время малыша нельзя начинать готовить к школе. Нужно его «напитать» максимальной любовью. Это время игры, путешествий в мир сказки, волшебных историй. Родители должны как можно больше времени посвящать ребенку, потому что это очень важный для него период.
У малыша впервые формируется представление о справедливости, добре и зле. Именно оно будет им двигать в будущем, когда он будет думать не головой, а сердцем. Первое время ребенку нужно чаще говорить – ты есть, и это счастье. Дальше он должен пройти возраст, когда усваиваются правила поведения и безопасности. Любое занятие должно быть в форме игры. В этом возрасте некоторые дети немного отстают в развитии. Но при систематическом развитии, постоянном внимании и поддержке, можно добиться значительных результатов. Главное понимать, что малышу предстоит еще многое узнать, например, как выражать любовь.
От шести до двенадцати
В этом возрасте главное – не сломать ребенка. Приемные родители чаще всего берут на воспитание школьника, который не прошел предыдущие этапы взросления. С ним не нянчились, он не нагулялся, не получил достаточного количества любви, но ему уже предстоит отправиться на учебу.
Перед принятием ребёнка в семью, обязательно нужно узнать историю ребенка, и, исходя из нее, подойти к вопросам воспитания. Если малыш попрошайничал на улице – это одно, а если его воспитывала мама – другое. Ребенок, у которого в этом возрасте была привязанность к матери, легче поверит и пойдет на контакт с другим значимым взрослым.
Не нужно требовать от ребенка необыкновенных успехов. Главное, к чему необходимо быть готовым, — это к диалогу со школой.
Важно, чтобы родители всегда оставались на стороне ребенка и осознавали, что в первом классе нельзя многого требовать. Может быть, Ваш малыш и не будет отличником в школе, зато он будет ходить в кружки, играть в футбол, обнимать и целовать маму, с радостью проводить время вместе и с удовольствием помогать по хозяйству.
Дети всегда хотят быть успешными, поэтому неудачи в учебе надо компенсировать дома. В этом возрасте невозможно предугадать будущий характер ребенка. Нельзя ставить штампы, если, например, он украл деньги. Прежде всего, надо поговорить с ребёнком, выяснить причины, дать понять, что в Вашей семье не нужно красть, чтобы выжить. Есть другие человеческие ценности и именно их нужно приобрести.
Важно также не упустить здоровье малыша: ребенок должен не только учиться, но и вовремя отдыхать, спать и хорошо кушать. Очень важно слушать своего сына или дочь, так можно избежать многих ошибок.
От 13 до 15
В подростковом возрасте дети пересматривают ценности: им пора отделяться от взрослых, с которыми они срослись, поэтому они ищут в них недостатки. Если ребенок не найдет недостатка в маме или папе, то просто не сможет от них «отлипнуть», ведь как от таких хороших можно уйти?
Прежде чем брать подростка, нужно узнать, как ребенок попал в детский дом. Важно поговорить с работниками и волонтерами, потому что руководство может скрывать, что дети принимают наркотики и ездят домой, где видят, как родители употребляют алкоголь. Будущим родителям необходимо понимать, с чем они могут столкнуться.
Детям в этом возрасте в детских домах ставят хорошие оценки на занятиях, чтобы у них не пропала мотивация. Ребенок будет рассказывать потенциальным родителям те вещи, которые они хотят от него услышать. Если папа скажет, что любит читать, то подросток повторит. Но чаще бывает иначе.
Первое время дети хорошо себя ведут в приемной семье, но потом они начинают проверять «границы». Если мамы и папы взяли подростка, то не должны сразу «закручивать гайки». Наказания будут только ухудшать ситуацию, так как это унижение, а в прошлой жизни у сирот этого было слишком много.
Необходимо сдерживаться, следить за своими поступками, словами. Важно знать телефоны учителей и детских комнат милиции, контролировать, куда пошел ребенок и с кем он дружит. Простроить теплые, уважительные отношения. У подростка обязательно должна быть своя комната, чтобы он мог почувствовать себя «в домике».
Если отношения налажены и накладок нет, то нужно переходить к следующему этапу – посмотреть, в каких сферах лучше всего развивается ребенок и предложить ему записаться в секции. Со временем плохие привычки начнут исчезать, сгладятся, ребенок станет похож на приемных родителей.
Ребятам необходимо привить понимание, что они не несчастные сиротки, которых нужно жалеть, и государство не вечно будет им помогать, а материальные блага появляются благодаря труду. Приемные родители также должны быть готовы к тому, что ребенок будет их сравнивать с кровными родственниками, тут хорошо бы с одной стороны не перехвалить кровных родственников, а с другой не обидеть подростка плохими словами о его семье.
От 15 до 17
Отношения с детьми старшего возраста — своеобразные. Ребенок думает, что уже сложился, на самом деле еще не осознал, кто он и что делать дальше.
Родители, решившие взять юношу или девушку, обязательно должны для начала попробовать гостевой режим. Желательно для этого выбрать период летних каникул. Все подростки в это время – дети, которые долго спят, хорошо едят, веселятся и гуляют.
Скорее всего, придется подыскать хороший колледж. Подростку необходима своя комната, в которую он всегда сможет вернуться, а мамы и папы должны дать ему уверенность, что он больше не один, и у него есть семья.
Нужно вырабатывать в юношах и девушках самостоятельность, учить просить помощи, потому что наши дети этого не умеют. Мы как сторонние наблюдатели можем подсказать, прекратить правонарушение, но заставить не в силах.
Любовь и терпение, забота и сострадание, творческое общение и традиции, из этого и состоит счастье приёмной семьи.